Макрофотографией принято называть съемку объектов сопоставимых по величине с размером кадра пленки или значительно меньше его, таким образом, чтобы в результате, полученное изображение объекта было больше его реальных размеров.
Макросъемка в принципе ничем не отличается от обычной, т.е. надо навести резкость, замерить освещенность, выставить диафрагму и выдержку и сделать снимок.
Основной проблемой при макросъемке является наводка на резкость. Для того, чтобы получить достаточную глубину резкости на малом расстоянии, необходимо устанавливать значение диафрагмы 1/22 или 1/16. Например при съемке объективом с фокусным расстоянием 50мм, глубина резкости на расстоянии 30см при диафрагме 1/2,8 составляет всего 4 мм, а при диафрагме 1/22 - 4 см.
Поскольку диафрагма сильно закрыта, то возникает необходимость в использовании штатива. Для точной фокусировки и кадрирования необходимо перемещать камеру вдоль оси объектива по направлению к объекту, для этого выпускаются специальные направляющие, крепящиеся к штативу, которые значительно облегчают это процесс.
При подсветке вспышкой закрепленной на камере, часть кадра может оказаться в тени от объектива, поэтому желательно пользоваться выносной вспышкой или специальной кольцевой вспышкой для макросъемки.
При приобретении вспышки для макросъемки следует пользоваться правилом, "чем больше, тем лучше". Так например при использовании вспышки с числом 30, диафрагме 22, и использовании отражателя с коэффициентом отражения 0,5 , максимальное расстояние для слайдовой пленки 25 ед. составит 30х0,5/2/22=0,34м . Учтите, что в эти 34 см входит расстояние от вспышки до рассеивателя и обратно, да еще надо не загородить тенью от корпуса вспышки сам объект, а прямой боковой свет дает некрасивые черные тени.
Лучший результат получается при подсветке светом от нескольких вспышек с применением рассеивателей и отражателей, но при этом необходимо использовать флэшметр, так как вручную рассчитать результат практически невозможно.
Необходимо помнить, что в принципе невозможно получить полностью четкое изображение объекта и в центре и по краям, так как пленка является плоской, а расстояние до центра и краев объекта будет сильно отличаться (не говоря уже об объемных объектах).
Для макросъемки выпускаются специальные макрообъективы с различным фокусным расстоянием, оптика которых позволяет получить более качественное изображение. Использование различных фокусных расстояний аналогично обычной съемке, т.е. чем более плоскую перспективу Вы хотите получить, тем большее фокусное расстояние выбираете. Следует помнить, что макрообъективы можно использовать как обычные, то есть, если у Вас есть например макрообъектив с f=100мм, то его можно использовать, как хороший портретник.
Простейшим способом приспособления объектива для макросъемки является применение удлинительных колец, но они не позволяют фокусироваться на бесконечность. Возможно также использование "реверсивных колец", с помощью которых объектив крепится в перевернутом положении и может фокусироваться на близко расположенных объектах. Применение удлинительных колец отрицательно влияет на качество изображения, на краях кадра начинает сильно проявляться хроматическая аберрация, т.е. расхождение точек различных цветов. При использовании удлинительных колец с зум-объективами - пропадает возможность менять фокусное расстояние при постоянной фокусировке, т.е необходимо одновременно вращать два кольца на объективе.
Любое удлинение уменьшает действующее значение диафрагмы. Например при масштабе 1:1 потеря составляет 2 ступени. Учитывая, что недорогие бюджетные зум-объективы имеют максимальное значение диафрагмы 4-5.6 при съемке в масштабе 1:1 получается диафрагма 8-11. Автофокусировка современных камер работает до значений диафрагмы приблизительно 5.6, т.е. автофокусом нельзя будет пользоваться.