Если с фотовидеоштативами и их применением в любительской съемке ситуация достаточно понятна и наглядна, то профессиональное применение штативов предъявляет к их конструкции гораздо более жесткие требования, достаточно большое количество из которых на первый взгляд не столь очевидно.
При проектировании профессиональных фотоаппаратов и объективов, в отличие от любительских, редко преследуется цель минимизации их массы любой ценой. Конечно, конструкторы постараются облегчить фотоаппарат, вспышку или объектив там, где можно, без ущерба для прочности, надежности, скорости – более приоритетных характеристик профессиональной аппаратуры. Поэтому и получается так, что профессиональная фотоаппаратура весит достаточно много. Достаточно сравнить, например, вес типичного любительского комплекта фотоаппаратуры (например – аппарат Canon EOS 300 плюс объектив EF 28-90/4-5.6 плюс вспышка SL420EX) с аналогичным профессиональным комплектом из аппарата Canon EOS 1V с бустером, объектива EF 28-70/2.8 L и вспышки SL550EX. И это мы еще не начали взвешивать длиннофокусные светосильные объективы, которыми профессионалам также приходится пользоваться немало! В общем, доля профессионала такова, что ему достаточно часто приходится не только таскать эти тяжести в руках или на плече (остряки даже отпускали шутки на тему веса профессиональной аппаратуры, что «Canon EOS1n – верный путь к искривлению позвоночника»).
Самое главное и неприятное – профессионалу приходится подолгу держать свой фотоаппарат практически на весу, не имея возможности расслабить и дать отдых кисти правой руки, на которую и приходится значительная часть нагрузки. Но приводящие мышцы кисти (как, впрочем, и другие мышцы) не могут достаточно долгое время пребывать в напряженном состоянии, они обязательно нуждаются в расслаблении (пусть и кратковременном). Причем нам об этом задумываться совершенно не нужно – организм сам определяет необходимые продолжительность и частоту таких моментов расслабления мышц.
Статья наша, конечно, не о тяжкой доле фотографов-профессионалов, и не о физиологии, а о штативах. Тем не менее, к теме штативов это отступление от основной темы непосредственно касается, ведь наблюдаемые в этом случае непроизвольные мускульные усилия (более часто называемые просто «дрожью в руках») – это одна из главных причин появления нерезких снимков. Каково влияние этих физиологических процессов на качество фотографии?
Наверняка многие из вас обращали внимание на то, что некоторые быстро движущиеся объекты, попадающие в кадр, достаточно часто изображаются смазанными, лишенными четких контуров. И вероятность таких смазанных изображений тем больше, чем быстрее движется объект съемки, а также – при пониженной освещенности, требующей применения более продолжительных выдержек. Но смазанные изображения получаются даже в том случае, когда объект съемки был заведомо неподвижен – на этот раз в результате движения камеры во время экспонирования. И большой (заметной на глаз) амплитуды движения при этом не нужно.
Для того, чтобы получить«шевеленый» снимок, вполне достаточно самой незначительной дрожи в руках. Особенно это заметно при съемке длиннофокусным объективом – благодаря весьма малому (по сравнению с нормальными и широкоугольными объективами) углу зрения длиннофокусных объективов, малейший «клевок» уже способен значительно снизить резкость снимка. Поэтому среди фотографов бытует правило, что для получения достаточно резкого снимка максимальная продолжительность выдержки при съемке с рук не должна превышать величину, обратную фокусному расстоянию, выраженному в миллиметрах. Например, при съемке широкоугольным объективом с фокусным расстоянием 28 мм, «безопасные» выдержки будут короче, чем 1/30с, а для трехсотмиллиметрового телевика «граница безопасности» подскакивала аж до выдержки 1/250 – 1/500с, которую уже далеко всегда реально реализовать, особенно учитывая невысокую светосилу многих длиннофокусных объективов. Хотя и это правило не является правилом точным.
В зависимости от усталости фотографа, «ухватистости» и веса фотоаппарата и объектива, а также от весьма большого количества других факторов руки могут дрожать больше или меньше, соответственно – в значительных пределах плавает и граница «безопасной» выдержки, отличаясь в несколько раз даже для объективов с одним фокусным расстоянием.
Впрочем, не будем сваливать всю вину за смазанные снимки на физиологию человека. Большинство современных узкопленочных и среднеформатных профессиональных фотоаппаратов – это однообъективные зеркальные фотоаппараты. Фотоаппарат такого класса, как правило, состоит из достаточно большого количества механизмов, совершающих при работе возвратно-поступательные движения. Из них наибольший вклад в «раскачивание» аппарата в процессе съемки вносят фокальный затвор и привод зеркала. Безусловно, конструкторы фотоаппаратов не оставляют эту проблему без внимания. Технологические изыски и чудеса конструкторской мысли – особые криволинейные траектории движения зеркала, магниевые, титановые, углепластиковые детали в конструкции затвора и привода зеркала, специальные балансиры, успокоители и захваты зеркала приводят к значительному снижению вредных вибраций фотоаппарата, но совсем от них избавиться не получается.
В итоге получается, что аппарат «дрожит» как сам по себе, так и за счет рук, его держащих. На резкость снимка такое «шевеление» аппарата при съемке оказывает далеко не лучшее действие. Резкость, за которую боролись химики и технологи, создавая пленки; резкость, которой добивались оптики и механики, создавая объективы и фотоаппараты, может быть легко и безвозвратно потеряна при съемке. Минимизировать «шевеленку» съемкой на коротких и сверхкоротких выдержках можно, но далеко не всегда чувствительность пленки и освещенность позволят это сделать.
И выход один – это применение штатива, причем штатива профессионального – высокого, крепкого и тяжелого. Рассмотрим параметры, по которым оценивается профессиональный штатив, более детально.